Так какой же язык понятен компьютеру, как следует выражаться в его память, чтобы он потом делал то, что мы хотим. Компьютер – это электронное вычислительное устройство. Вычислительное! Он работает с числами, складывает, вычитает, сравнивает. Больше ни с чем. Но как же? Ведь мы привыкли обрабатывать на компьютере не только числовую информацию, но также текстовую и графическую. Поэтому может сложиться впечатление, что компьютер работает не только с числами. Фокус заключается в том, что любую информацию, в том числе текстовую и графическую можно закодировать числами. А чтобы запрограммировать какие-то действия с нечисловой информацией можно манипулировать именно числами, в которых она представлена в закодированном виде.

Первые программы для ЭВМ писались именно в числах. Это сложно для человека. Представьте, что все, что вы хотите сказать, нужно сказать исключительно числами. Тут дело усложнялось еще тем, что компьютеры проще создавать таким образом, чтобы они считали в двоичной системе счисления. Записи программ получались слишком длинными. Для их сокращения пользовались восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Запись программы числами называется машинным языком программирования.

Программировать работу компьютера в машинных кодах трудно, т.к. думать числами неестественно для человека. Мы привыкли думать словами. А что если сопоставить часто используемым группам чисел слова, а затем написать программу перевода слов на числа. Т.е. теперь программист может описать алгоритм в словах, затем передать его специальной программе-переводчику (транслятору), который преобразует словесный алгоритм в машинный код, понятный компьютеру. И человеку хорошо и компьютеру понятно. От человека требовалось только создать этот самый транслятор. Человечество регулярно придумывает различные языки программирования и пишет под них трансляторы. Но сначала появились ассемблеры.

Чуть позже программисты стали замечать, что в принципе программирование сводится к вводу и выводу данных, выбору той или иной ветки выполнения программы и повторения одних и тех же действий определенное количество раз. Но самое главное, некоторые части кода программы много раз используются в ней в разных местах. Так пришли к выводу о том, что программа должна представлять собой структуру из обособленных частей. Появилось структурное программирование.

Программистская мысль не спала и структурным программированием не ограничилась. Начали появляться объектно-ориентированные, логические, функциональные и другие способы программирования. Так в объектно-ориентированном программировании основной идеей стала аналогия с реальным миром, где есть объекты, имеющие свойства, умеющие что-то делать сами и подвергающиеся изменениям извне. Решение поставленной задачи при этом происходит путем взаимодействия описанных объектов.

Следует понимать, что конкретный язык программирования может содержать в себе несколько концепций (парадигм) программирования. Например, быть структурным и объектно-ориентированным одновременно. Языков множество, парадигм (принципов программирования) единицы.